варьирование

  • 101ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …

    Энциклопедия Кольера

  • 102БРАК — исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы Б. существенно изменялись в ходе исторического развития.… …

    Новейший философский словарь

  • 103СИНЕРГЕТИКА — современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с иследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных… …

    Новейший философский словарь

  • 104Австралийская музыка —         А. м. складывалась во взаимодействии двух совершенно различных муз. культур коренных жителей континента и колонистов (гл. обр. англичан), заселявших Австралию с конца 18 в.и принёсших с собой европ. муз. культуру нар. и профессиональную.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 105Барток Б. —         (Bartуk) Бела (25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул Маре, Румыния 26 IX 1945, Нью Йорк) венг. композитор, пианист, музыковед фольклорист и педагог. Родился в семье директора сельскохозяйств. школы и нар. учительницы. С раннего… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 106Гармонизация —         сочинение гармонич. сопровождения к к. л. мелодии, а также само гармонич. сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по разному; каждая Г. как бы даёт ей разл. гармонич. истолкование (гармонич. варьирование). Однако… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 107Гетерофония —         (от греч. eteros другой и ponn звук) вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или неск. голосах происходят отступления от основного напева. Термин Г.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 108Гомофония —         (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 109Джаз —         (англ. jazz) род профессионального муз. иск ва. Сложился в юж. штатах США на рубеже 19 20 вв. в результате синтеза элементов двух муз. культур европейской и африканской. Носителями последней выступали американские негры потомки рабов,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 110Импровизация —         (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) встречающийся в ряде иск в (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художеств. творчества, при к ром произв. создаётся непосредственно в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 111Интонация —         (от лат. intono громко произношу). I. Важнейшее муз. теоретич. и эстетич. понятие, имеющее три взаимосвязанных значения:         1) Высотная организация (соотнесённость и связь) муз. тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 112Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 113Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …

    Музыкальная энциклопедия

  • 114Мессиан Э. П. Ш. —         (Messiaen) Оливье Эжен Проспер Шарль (р. 10 XII 1908, Авиньон) франц. композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М …

    Музыкальная энциклопедия

  • 115Метр —         (от греч. metрon мера или размер) в музыке и поэзии ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений. В соответствии с этой мерой словесный и муз. текст, помимо смыслового… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 116Обрехт Я. —         (Obrecht, Obertus, Hobrecht) Якоб (22 XI 1450, Берген оп Зом или Утрехт, или Сицилия 1505, Феррара) нидерл. композитор. Один из ведущих представителей нидерландской школы. Служил регентом в крупнейших соборах, в т.ч. в Утрехте (с 1476; в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 117Перхули —         перхиса, перхисули, хоровод, один из древнейших груз. танцев, как правило, в сопровождении хора. Способ исполнения П. одинаков во всех областях его бытования: сольный запев, подхватываемый хором. Существуют два вида П.: культовые и… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 118Подвижной контрапункт —         вид сложного контрапункта, полифонич. соединение мелодий (разных, а также одинаковых, подобных, изложенных в виде имитации), предполагающее образование одного или неск. производных соединений в результате изменения первоначального… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 119Ритм —         (греч. rytmos, от reo теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 120Сложный контрапункт —         полифонич. сочетание мелодически развитых голосов (разных или при имитации подобных), к рое рассчитано на контрапунктически видоизменённое повторение, воспроизведение с изменением соотношения этих голосов (в отличие от простого… …

    Музыкальная энциклопедия